Брак будущего: Почему гей-пары хотят жениться, а гетеросексуальные — нет

время чтения: 5 мин

НА ПРОШЛОЙ НЕДЕЛЕ ПРОИЗОШЛО СРАЗУ НЕСКОЛЬКО СОБЫТИЙ, которые заставили нас вновь вспомнить о «традиционных» браках и семьях, которым якобы угрожают перемены.

С одной стороны, сожительство предложили приравнять к «фактическим брачным отношениям». С другой — двое российских мужчин рассказали, что их брак, заключённый в Копенгагене, официально признали в России — правда, позднее МВД объявило их паспорта недействительными, у пары изъяли документы, а сами мужчины были вынуждены покинуть Россию.

Обе новости вызвали такой ажиотаж, потому что в массовом сознании брак до сих пор представляется чем-то традиционным и монолитным. Это союз двух людей (обязательно мужчины и женщины), строго моногамный; он нужен, чтобы закрепить отношения юридически и вместе заботиться о детях. Между тем в истории браков можно найти и полигамию, и гомосексуальные союзы, и то, что сегодня в быту называют гражданским браком. Тем не менее сказать, что современные идеи о любви, этике и правах человека никак не отражаются на наших представлениях о браке, тоже нельзя: то, что раньше казалось очевидным, в XXI веке часто просто перестаёт работать — и на смену ему приходят новые нормы. Разбираемся, каким должен стать брак будущего.

Брак будущего: Почему
гей-пары хотят жениться,
а гетеросексуальные — нет. Изображение № 2.

 

В первую очередь перемены касаются гендерных ролей. Если раньше брак был для женщин скорее необходимостью (они экономически и юридически зависели от мужа — американки, например, до середины XIX века не имели права владеть собственностью; кроме того, незамужних женщин, как и сожительство до брака, общество резко осуждало), то сегодня это лишь один из многих возможных путей. Да, трудная ситуация с декретным отпуском и неравенство зарплат по-прежнему подталкивают женщин к традиционному распределению ролей — но в отличие от «золотой» эпохи домохозяек — пятидесятых, — вокруг немало примеров, доказывающих, что добиться экономической стабильности и, при желании, воспитывать детей можно и вне брака.

Изменилось и отношение к сексу. Если раньше во многих культурах он считался допустимым только между мужем и женой (к тому же и сама свадьба была обрядом религиозным, а не светским), то сегодня новой нормой можно считать скорее обратное: контрацепция помогла развести секс и деторождение. По данным ООН, более 60 % российских девушек-подростков занимались сексом до того, как им исполнилось девятнадцать — при этом средний возраст вступления в брак в России на протяжении последних двадцати лет постоянно растёт: в 2013 году он составлял 27,6 лет у мужчин и 25,2 года у женщин. Согласно исследованиям, на счету среднестатистической американки десять лет сексуальной жизни, прежде чем она вступит в брак. Всё больше говорят и об асексуальности — и это повод задуматься, действительно ли секс является неотъемлемой частью отношений в общем и супружества в частности.

Брак помогает гей-парам стать семьёй перед лицом закона и получить полагающиеся права и возможности: на равных считаться родителями общего ребёнка, приходить в больницу к партнёру, не свидетельствовать против него в суде

Новое время принесло с собой новые идеи о сексуальности и иные модели отношений — от гостевого и свободного брака до полиамории со сложно выстроенной структурой и иерархией отношений между участниками. Хотя, строго говоря, немоногамные отношения существовали веками — вспомните традиции куртуазной любви (замужняя Прекрасная Дама, в которую влюбляется неженатый мужчина) или более привычные для современного человека ситуации, когда муж «живёт на две семьи». Сложно сказать, как такие форматы отношений будут регулироваться юридически, но не учитывать их нельзя — особенно если мы считаем защиту прав супругов одной из основ брака.

«Традиционная» модель супружеских отношений ещё и детоцентрична: раньше узаконенный союз был нужен во многом для того, чтобы дать детям право на имя отца и наследство, сейчас — чтобы паре было легче решить вопросы с опекой и финансовым обеспечением ребёнка (и после свадьбы, и в случае развода). Сегодня неполные семьи уже не воспринимаются как что-то необычное: по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в нашей стране более пяти с половиной миллионов семей, состоящих из одинокой матери с ребёнком, и более 650 тысяч семей, состоящих из одинокого отца, воспитывающего детей. Эксперты отмечают, что на практике к одиноким матерям могут отнести и женщин, которые не были замужем на момент рождения ребёнка (в том числе и тех, кто состоит в отношениях с отцом ребёнка, но они официально не зарегистрированы), и тех, кто развёлся или пережил смерть супруга.

В других странах детей всё чаще заводят вне брака и по другим причинам. Например, в США это во многом связано с экономикой и неравенством: бо́льшая часть молодых матерей, не получивших университетского образования, заводит детей, не имея мужа, а выпускницы колледжа делают это после свадьбы. Причина в том, что многие молодые пары не могут позволить себе свадьбу и не чувствуют себя достаточно финансово стабильно для семейной жизни — но при этом не готовы жертвовать родительством, потому что оно важно для них.

Брак будущего: Почему
гей-пары хотят жениться,
а гетеросексуальные — нет. Изображение № 3.

Единственный элемент брака, который, казалось бы, останется нерушимым и в будущем, — это юридическая защита партнёров. Она и лежит в основе государственной регистрации: отношения, как и сама жизнь, непредсказуемы и каждой из сторон нужна защита на случай непредвиденных обстоятельств. Правда, финансовые вопросы можно решить и с помощью документов, не регистрируя отношения, а брачный контракт, завещание, соглашение об алиментах и другие документы, которые помогут решить споры, порой требуются и в браке.

Ситуация, когда юридическая поддержка кажется важной причиной заключить брак, — это гомосексуальные отношения. В то время как гетеросексуальные пары всё чаще заявляют, что им не нужен штамп в паспорте, гомосексуалы требуют возможности официально зарегистрировать отношения — и получить все те права, которые полагаются гетеросексуальным парам в браке. Брак помогает гей-парам стать семьёй перед лицом закона и получить полагающиеся права и возможности: например, на равных считаться родителями общего ребёнка, приходить в больницу к партнёру, не свидетельствовать против него в суде, иметь право на наследство и социальные бонусы вроде медицинской страховки для членов семьи.

С этой точки зрения институт брака вряд ли исчезнет в ближайшем будущем, даже если у партнёров будут все возможные способы урегулировать юридические вопросы, не регистрируя союз: прежде чем целиком отказаться от чего-либо, потому что оно «устарело», надо предоставить всем равный доступ.

Институт брака вряд ли исчезнет
в ближайшем будущем; прежде чем целиком отказаться от чего-либо, потому что оно «устарело», надо предоставить всем равный доступ

Тем не менее современные пары вкладывают в брак другой смысл — и это не может не отразиться на его сути и его будущем. Некоторые считают, что суть современного брака в том, что он даёт социальный статус и показывает, насколько человек успешен в личной жизни. Исследовательницы Кэтрин Эдин и Мария Кефалас, изучавшие отношения в бедных районах Филадельфии, пришли к выводу, что «брак — это форма социального хвастовства, способ символически показать, как хороши отношения в паре, насколько они лучше других отношений в том же сообществе — особенно если женятся в нём редко».

Сегодня одной из главных (или по крайней мере одной из главных социально одобряемых) причин вступить в брак считают романтическую любовь — то самое «качество» отношений, которое позволяет сказать, что это на всю жизнь. При этом растущее количество разводов показывает, насколько неустойчива такая конструкция: в отличие от «традиционного» брака, который был для женщины единственным способом получить хоть какие-то социальные и финансовые гарантии, сейчас каждый из партнёров имеет право закончить отношения в любой момент и не стать жертвой осуждения.

Возможно, будущее брака кроется именно в этом: признать, что речь не обязательно идёт о двух гетеросексуальных партнёрах и их общих детях. Вполне вероятно, что брак не будет вечным, а продлится всего несколько лет. Для многих свадьба лишь один из элементов жизни, а не главная цель, а для кого-то регистрация вообще не имеет значения — и это тоже важно учитывать. Будущее брака — в принятии разнообразия: сексуальности, гендерной идентичности, отношения к деторождению и необходимости официально регистрировать отношения, в заботе обо всех участниках и об их детях, вне зависимости от того, зарегистрировала ли пара отношения или уже расторгла брак.