Эдгар Ринкевич

Признание министра-гея в Латвии: неоднозначная реакция

время чтения: 4 мин

Министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич сообщил, что он гей. Это вызвало шквал позитивных откликов его коллег, однако в обществе каминг-аут Ринкевича встретил неоднозначную реакцию.

Би-би-си

«Наша страна должна создать правовое регулирование для всех видов партнерских отношений, буду бороться за это, знаю, что сейчас поднимется мега-истерика, но я горд быть геем», — такое сообщение появилось в твиттере министра Эдгара Ринкевича в четверг вечером. В пятницу утром его пресс-секретарь Уна Ахуна-Озола сообщила о подлинности записи.

Позже свой каминг-аут прокомментировал и сам Эдгар Ринкевич. «Так получилось, что решение рассказать об этом пришло вчера. Я долго думал о позитивных и негативных последствиях. Потом решил, что лучше честно рассказать и в большой степени повлиять на начало дискуссии об этих сложных вопросах», — сказал министр в интервью Латвийскому радио. Ринкевич также признался, что никто на него не давил, а решение о признании было принято самостоятельно.

Шквал поддержки

Заявление Эдгара Ринкевича в тот же вечер получило массу позитивных откликов от представителей профессиональной среды и журналистов.

«Честный поступок. Достойно поздравлений. Желаю счастья в работе и личной жизни», — написал мэр Риги Нил Ушаков, представитель оппозиционной на национальном уровне партии «Согласие».

«Нет никакой мега-истерики, есть большая поддержка. Как и полагается в нормальной стране ЕС», — считает латвийский политолог Ивета Кажока.

«Уважаю твой профессионализм, непоколебимую позицию в вопросах внешней политики и смелость», — написал однопартиец Ринкевича («Единство»), депутат Сейма Алексей Лоскутов.

«Спасибо за смелость. Горжусь быть твоим другом», — пишет депутат Европарламента («Единство») Сандра Калниете.

«Уважение, и еще раз уважение», — написал депутат Сейма («Единство») Хосам Абу Мери.

«Только бы поступок Эдгара Ринкевича вдохновил и других уважаемых в обществе людей «выйти из шкафа». Для общего блага и безопасного общества», — написала депутат Сейма, экс-министр благосостояния Илзе Винкеле.

Кроме однопартийцев, Ринкевича поздравили и зарубежные политики.

«Уважение! И дружба», — написал министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт.

«Очень смелый человек и хороший министр иностранных дел», — пишет президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес.

«Эдгар, друг мой, восхищаюсь твоим мужеством и искренностью», — написал министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичус.

Обществу ближе радикалы?

У представителей радикального крыла латвийской политики поступок министра Эдгара Ринкевича вызвал меньше энтузиазма, однако осуждающих реплик со стороны политиков оказалось гораздо меньше, нежели одобрительных.

«Не понимаю возню вокруг псевдособытия. Теперь все министры будут сообщать о своей ориентации?», — написал политик «Национального объединения» (националистическая партия) Янис Иесалниекс.

«Я считаю, что дома каждый может заниматься тем, чем хочет, если это не мешает остальным, только не надо это пропагандировать в СМИ и обществе», — написал в социальной сети депутат «Национального объединения» Карлис Креслиньш.

«Очень творчески — «проявление смелости», «выйти из шкафа» — когда, казалось бы, почти застукали. Может, лучше было бы вообще не лезть в шкаф?», — пишет другой депутат от «Национального объединения» Имантс Парадниекс.

Мнения рядовых латвийцев поляризовались, однако противники откровенности министра оказались громче. «Неужели больше нечем гордиться?», «Я горжусь тем, что у меня нормальная семья», «Какая страна — такой министр», «Занимайся чем хочешь, но зачем об этом кричать» — подобными комментариями, а также более грубыми высказываниями переполнены социальные сети и новостные порталы как на латышском, так и на русском языках.

«Думаю, что поддержка со стороны большинства политиков — это солидарность, которая должна быть в такой ситуации. Как министр, Эдгар Ринкевич пользуется большим авторитетом, он был одним из лидеров среди министров по популярности в обществе. Что касается отношения общества к этому признанию, то многие его уважают. Есть молчащее большинство, которое настроено скорее отрицательно, но они будут молчать. Тренд коммуникации на данный момент не столь положительный для гомофобских настроений. Отношение к прайдам в Латвии скорее отрицательное, но не настолько резкое, как было раньше», — сказал Русской службе Би-би-си латвийский социолог Айгар Фрейманис.

По поводу консервативности латвийского общества высказался журналист Карлис Стрейпс, никогда не скрывавший своей нетрадиционной ориентации.

«Это страна, которая несколько лет назад исправила конституцию, чтобы записать, что брак заключается между мужчиной и женщиной, несмотря на то, что это и так было прописано в гражданском кодексе. Это страна, в которой архиепископ лютеранской церкви счел нужным сказать, что геи не могут причащаться. Это страна, в которой первый прайд был забросан фекалиями. Это страна, в которой депутат сейма счел нужным назвать геев «месителями дерьма». Извините за грубость. Спасибо, г-н министр. Надеюсь, никто теперь не станет думать, что вы не подходите для должности министра», — написал Стрейпс в социальной сети.

Гей-браки попали в повестку дня

Вместе с тем в латвийском обществе началось активное обсуждение вопроса легализации партнерских отношений. Об актуальности такой дискуссии заявила премьер-министр Латвии Лаймдота Страуюма, которая говорит о необходимости защитить семьи, не живущие в зарегистрированных браках. В то же время глава правительства отметила: «Согласно конституции, латвийское государство поддерживает традиционную семью и брак — союз между мужчиной и женщиной».

Министр юстиции и представитель консервативной националистической партии Дзинтарс Расначс заявил, что в повестке дня Минюста вопроса легализации однополых браков нет и не будет.

«Регистрация партнерских отношений — первый шаг к признанию однополых браков. А дальше, скорее всего, последует другой шаг — усыновление детей такими семьями. Это противоречит конституции», — говорит Расначс.

Солвита Аболтиня, лидер премьерской партии «Единство», которую представляет и сам Эдгар Ринкевич, заявила, что вопрос о партнерских отношениях может снова попасть на повестку дня. Однако она сомневается, что «Единство» может выступить с такой инициативой, поскольку партия всегда защищала традиционные ценности.

Один из лидеров коалиционной консервативной партии «Национальное объединение» Райвис Дзинтарс считает, что законопроект о партнерских отношениях на данный момент не нужен, так как правовые вопросы и так урегулированы. Лидер парламентской фракции третьей коалиционной силы — «Союза зеленых и крестьян» — Аугуст Бригманис заявил, что его фракция сможет высказаться только после того, как ознакомится с конкретным законопроектом.