Правовой статус гомосексуалов в Республике Беларусь

время чтения: 7 мин

cуд гей_Республика Беларусь, не имеет специального законодательства, гарантирующего соблюдение прав и законных интересов гомосексуалов. Вместе с тем, даже в рамках общего законодательства страны, реализация неотъемлемых прав человека для представителей ЛГБТ-сообщества либо затруднена, либо вовсе невозможна.

Отмена уголовного преследования за добровольные гомосексуальные отношения.

С 1994 года отменена уголовная ответственность за добровольные гомосексуальные отношения. Закон, отменяющий данную норму Уголовного кодекса Республики Беларусь, стал, пожалуй, единственным нормативным актом, который способствовал развитию толерантного отношения к ЛГБТ-сообществу.

Однако и здесь некоторые представители законодательной власти не смоги обойти стороной данную тему. Так, 4 апреля 2005 года депутат Палаты Представителей Национального Собрания Республики Беларусь Виктор Кучинский в процессе обсуждения проекта Декрета Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по предотвращению торговли людьми» предложил вернуть уголовную ответственность за добровольные гомосексуальные отношения. Данная инициатива не нашла поддержки как у других депутатов, так и у представителей исполнительной власти.

Лица гомосексуальной ориентации и правоохранительные органы.

Несмотря на отмену уголовного преследования за добровольные гомосексуальные связи между лицами, достигшими возраста согласия, нередко гомосексуалы подвергаются дискриминации во взаимоотношениях с правоохранительными органами в Республике Беларусь. Такая тенденция обуславливается прежде всего общим уровнем гомофобии в стране, а также негативного отношения к гомосексуалам, сформировавшимся посредством криминальной субкультуры. Следователи, оперативные сотрудники и иные лица, работающие в правоохранительной системе, подвержены влиянию взглядов ранее судимых лиц в этой области, поскольку достаточно тесно контактируют с ними.

В Республике Беларусь, в особенности в регионах, зафиксированы случаи отнесения гомосексуалов к т.н. «неблагонадежным гражданам», случались попытки вести их учет. Например, в городе Бресте в связи с такой практикой гомосексуалов нередко вызывали в отделения милиции, где без достаточных на то оснований ставили на фото- и видеоучет, помимо обыкновенной обязательной дактилоскопии.

Также нередко привлечение гомосексуалов к административной ответственности за правонарушения, которых они не совершали. К примеру, в Гродно зафиксирован случай попытки составления административного протокола на однополую пару за якобы «мелкое хулигантсво», на самом деле выразившееся в том, что они стояли возле развлекательного заведения, держась за руки.

В силу общего уровня гомофобии представители ЛГБТ-сообщества нередко становятся лицами, в отношении которых совершаются противоправные деяния.

Помимо того, что, не доверяя сотрудникам правоохранительных органов, гомосексуалы редко обращаются с заявлениями о привлечении к установленной законом ответственности лиц, которые совершили в отношении их преступления, данные уголовные дела очень редко доводятся до обвинительного приговора.

П. 9 ч. 1 ст. 64 Уголовного кодекса Республики Беларусь указывает отягчающим ответственность обстоятельством совершение преступления по мотивам расовой, национальной, религиозной вражды или розни, политической или идеологической вражды, а равно по мотивам вражды или розни в отношении какой-либо социальной группы. Под данное отягчающее ответственность обстоятельство подпадает и совершение преступления по мотивам розни по признаку сексуальной ориентации, однако в правоприменительной практике данное обстоятельство никак не используется, что влечет за собой менее строгие меры уголовной ответственности, нежели при совершении преступления по иным указанным выше мотивам.

Уголовный кодекс Республики Беларусь предусматривает уголовную ответственность за умышленные действия, направленные на возбуждение расовой, национальной, религиозной вражды или розни, на унижение национальной чести и достоинства (ст. 130 УК Республики Беларусь). Как видно из диспозиции статьи, из нее выпали умышленное возбуждение вражды или розни в отношении какой-либо социальной группы, в том числе гомосексуалов.

Таким образом, законодательство Республики Беларусь ее и правоприменительные органы не придают особого значения обстоятельствам, когда преступления в отношении представителей ЛГБТ-сообщества совершаются по мотивам принадлежности человека к этой социальной группе. На практике зачастую, если такие уголовные дела появляются, они квалифицируются по соответствующей части статьи 339 Уголовного кодекса Республики Беларусь (хулиганство), что не в полной мере соответствует всем обстоятельствам отдельного противоправного деяния.

ЛГБТ-сообщество и право на свободу ассоциаций, свободу собраний, митингов и демонстраций.

Статьей 35 Конституции Республики Беларусь гарантирована свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан Республики Беларусь. Порядок проведения указанных мероприятий определяется законом.

Однако на практике в отношении гомосексуалов, как и представителей других социальных групп, данный принцип международного права, перешедший в Конституцию из Международного пакта о гражданских и политических правах, в Республике Беларусь практически не применим.

Прежде всего, это связано с достаточно сложной процедурой получения разрешения на проведение уличных мероприятий, которая определена Законом Республики Беларусь от 30 декабря 1997 года № 114-З «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь». Всовременной нашей страны представители ЛГБТ-сообщества только единожды получили разрешение на проведение массового мероприятия. Так, предстаителиназарегистрированной инициативной группы «IDAHOBelarus” получили от Минского городаского исполнительного комитета разрешение на проведение пикета акции против гомофобии и в защиту прав ЛГБТ. Данное мероприятие состоялось 14 февраля 2011 года в сквере надалеко от Министерства юстиции Республики Беларусь. В последующем на неоднократные заявления о разрешении массовых мероприятий, представители ЛГБТ-сообщества получали отказы. Так, в 2011 года инициативной группой «IDAHOBelarus” было подано 100 заявлений на проведение массовых мероприятий. На все 100 были получены отказы. Данные решения местных исполнительно-распорядительных органов признавались законными различными судебными инстанциями в стране.

Примерно такая же ситуация складывается в активном нежелании государственных органов регистрировать общественные объединения, целями которых являются отстаивание интересов ЛГБТ-сообщества в Республике Беларусь. Первую попытку зарегистрировать общественное объединение гомосексуалы сделали в начале 2000-х годов. Тогда единственной группой, работавшей в направлении прав ЛГБТ была «Белорусская лига «Лямбда». После этой «пробы» примерно на 10 лет гомосексуалы даже не пытались регистрироваться.

15 октября 2011 года в Минске прошел учредительный съезд организации лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров (ЛГБТ) «Правозащитный центр «Альтернатива плюс». Документы были направлены в Министерство юстиции Республики Беларусь, откуда пришел отказ в регистрации. Мотивом послужили традиционные в Республике Беларусь «неточности» в поданных документах.Других попыток зарегистрировать общественное объединение для защиты прав и законных интересов гомосексуалов не предпринималось, что при наличии статьи 193 1 в Уголовном кодексе Республики Беларусь ставит деятельность инициативных групп и отдельных ЛГБТ-активистов вне рамок правового поля.

Таким образом, несмотря на гарантии, предусмотренные стсатьями 35, 36 Конституцией Республики Беларусь, практическая реализация их затруднена как достаточно непростыми административными процедурами, предусмотренными нормативными правовыми актами, так и нежеланием исполнительной власти соблюдать данные права в отношении такой социальной группы, как ЛБТ-сообщество.

Правовой статус однополых семей.

Часть вторая статьи 32 Конституции Республики Беларусь содержит норму, согласно которой женщина и мужчина по достижении брачного возраста имеют право на добровольной основе вступить в брак и создать семью. Таким образом, брак национальным законодательством Республики Беларусь исходя из данной нормы определен как добровольный союз мужчины и женщины, который заключается в порядке, на условиях и с соблюдением требований, определенных законом, направлен на создание семьи и порождает для сторон взаимные права и обязанности (ст. 12 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье). В связи с этим говорить о правовом регулировании взаимоотношений однополых партнеров не приходится, что порождает немало проблем не только в сфере семейного законодательства.

Вот лишь некоторые проблемы однополых пар, возникающих из-за отсутствия правового регулирования их отношений.

1. Неопределенность правового режима создаваемой собственности. В соответствии со ст. 23 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье Имущество, нажитое супругами в период брака, независимо от того, на кого из супругов оно приобретено либо на кого или кем из супругов внесены денежные средства, является их общей совместной собственностью. Супруги имеют равные права владения, пользования и распоряжения этим имуществом, если иное не предусмотрено Брачным договором. Супруги пользуются равными правами на совместно нажитое имущество и в том случае, если один из них в период брака был занят ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного заработка (дохода), если иное не предусмотрено Брачным договором.

В однополой паре режим совместной собственности супругов не возникает, что крайне негативно может отразиться на правах одного из них при возникновении имущественного спора в однополой семье. Если в приобретение имущества оба супруга вкладывали свои денежные средства, а оформлено данное имущество было на одного из них, второй супруг вправе обратиться в суд за защитой нарушенного права, однако при этом он должен доказать, что имеет право на долю в нем. При этом, право собственности на имущество будет не равным, а будет распределяться соответственно внесенным денежным средствам. На практике данная категория гражданских споров представляет особую сложность из-за недостаточности документального подтверждения внесения денежных средств в приобретение имущества.

2. В п. 8 Положения о регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания, утверждаенного Указом Президента Республики Беларусь № 413 от 7 сентября 2007 года указан минимальный размер жилого помещения, который должен приходиться на желающего зарегистрироваться по месту жительства: обеспеченность после регистрации на одного человека не должна быть менее 15 кв. метров, а в г.Минске — менее 20 кв. метров, вобщежитии — менее 6 кв. метров. Однако указанные случаи ограничения регистрации граждан совершенно не распространяются на целый ряд близких родственников и жизненных ситуаций. В частности, данные нормы не распространяются на супруга (супругу) – соответственно по месту жительства супруга (супруга). Таким образом, официально являясь друг другу чужими людьми, один партнер в однополой семье не может быть зарегистрирован по месту жительства второго партнера. Это создает ряд сложностей при совместном проживании, так как если партнер (наниматель, собственник жилого помещения) умирает, нет никакой гарантии, что его партнер будет иметь право пользования данным жилым помещением. А в силу того, что он не будет являться наследником первой очереди по закону, он может утратить всякую правовую связь с собственностью, в которую, зачастую, вкладывал немалые средства.

3. В соответствии с ч. 2 ст. 18 Закона Республики Беларусь от 18 июня 1993 года № 2435-XII «О здравоохранении» в исключительных случаях, установленных Министерством здравоохранения Республики Беларусь, в интересах пациента допускается применение научно обоснованных, но еще не разрешенных к применению в установленном законодательством Республики Беларусь порядке методов оказания медицинской помощи. Решение об их применении принимается с письменного согласия пациента, а в отношении лиц, не способных по состоянию здоровья к принятию осознанного решения, — с письменного согласия супруга (супруги) или одного из близких родственников (родителей, совершеннолетних детей, родных братьев (сестер), внуков, деда (бабки)). Таким образом, если в гомосексуальной паре внезапно заболеет один из партнеров, то научно обоснованные, но не разрешенные в Республике Беларусь методы лечения не требуют согласия второго партнера. В таком случае второй партнер в соответствии со ст. 46 указанного Закона не имеет права получить сведения, касающиеся состояния здоровья пациента.

4. В случае внезапной смерти одного из партнеров, второй партнер в гомосексуальной семейной паре не является наследником первой очереди. Более того, в связи с непризнанием такого рода сожительства на государственном уровне, выделить свою долю из имущества, входящего в круг наследственного (оформленного на умершего) будет также весьма сложно. Между тем, согласно ст. 1057 Гражданского кодекса наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители умершего. Также переживший супруг вправе во внесудебном порядке выделить свою долю из имущества, находящегося в общей совместной собственности с умершим (ст. 1065 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

5. В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 72 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь представителями в суде могут быть близкие родственники супруг (супруга). Таким образом, официально являясь друг другу посторонними лицами, партнеры в однополой семье не могут представлять интересы друг друга в суде.

6. Согласно ч. 1 ст. 115 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь о задержании лица и месте нахождения задержанного орган, ведущий уголовный процесс и осуществивший задержание, обязан в течение 12 часов с момента фактического задержания уведомить кого-либо из совершеннолетних членов его семьи или близких родственников либо предоставить возможность такого уведомления самому задержанному. Как видно из содержания нормы, даже термина «иные лица» в ней нет. Соответственно, обязанности уведомить партнера, с которым задержанный проживает семьей, у органа уголовного преследования нет.

Это всего лишь несколько примеров того, как невозможность официально зарегистрировать свои отношения влияют на права гомосексуальных пар. На самом деле таких примеров достаточно много, и пара сталкивается, помимо бытовых сложностей, со множеством юридических сложностей практически каждый день. Достаточно много подобного рода проблем вообще не разрешимы.