Кейс Gaypress. Язык вражды в уважаемых СМИ: АиФ в Беларуси и Naviny.by

время чтения: 3 мин

Для всемирного прогресса человечества некоторые статьи лучше не писать, а еще некоторые надо писать, но лучше. Gaypress предлагает проследить за руками и увидеть, как, казалось бы, привычные обороты речи превращаются в зерна, которые в неокрепших умах части читателей могут прорасти до идей «геев надо ненавидеть/бить/убивать».

Gaypress

Наше внимание приковали две статьи. Одна публикация, весьма звонкая и злая,  сделана на сайте газеты «АиФ в Беларуси». Вторая статья, подозрительные выводы из статистических данных, была опубликована в медиа «Белорусские новости». Комментирует этот кейс  эксперт мониторинга языка вражды Виола Ермакова.

Время перемен. Все вокруг меняется, и половая жизнь тоже — АиФ в Беларуси 

«Процент геев среди молодёжи растёт вопреки уверениям активистов ЛГБТ-движения (оно представляет секс-меньшинства. — Ред.), что их количество неизменно, и поэтому, мол, родителям не стоит бояться секс-пропаганды в школах и детсадах. Якобы детям это никак не грозит. Кстати, вы знаете, сколько их вообще?».

Цитата содержит язык вражды.

Фрагмент создает образ экспансии, распространения чего-то, что, как подразумевается, является плохим, опасным, вредным, подобным эпидемии или преступности (ведь люди не следят за ростом и падением никак не угрожающих им показателей). Не только само обращение к статистике, но и слова «грозит», «бояться» относятся к маркерам дискурса «сообщение об угрозе».

Выражения «мол», «якобы» подталкивают читателя к мысли, что опасаться следует.

Привлекается слово с яркой негативной коннотацией: «пропаганда», априори подразумевающая нечто негативное. Распространение «угрозы» связывается с «пропагандой» и объясняется только ей. При этом нет никаких фактических доказательство, что такая связь есть.

Нет ни одного альтернативного предположения: например, что молодые люди стали чаще открыто говорить о своей ориентации, потому что меньше стала угроза физического насилия, потому что сделать каминг-аут больше не значит стать изгоем.

Деятельность ЛГБТ-движения описывается как «представляют секс-меньшинства» (само выражение «секс-меньшинства» некорректно), не указано, что это правозащитное движение, защищающие права людей, подвергающихся дискриминации по признаку сексуальной ориентации. Скорее, «представляет» отсылает к образу политической партии, которая продвигает интересы своих избирателей (и может делать это в ущерб другим партиям). Это усиливается фразой ниже процитированного фрагмента:

«Ради них и борется ЛГБТ-движение, требуя секс-пропаганды с самого детского сада. Если рано начать, их можно вырвать из среды натуралов».

Здесь формируется образ политического движения, стремящегося уничтожить гетеросексуалов и, по всей видимости, править миром. В головы читателей манипулятивно помещается параноидальная идея заговора против детей.

«Сколько их?» местоимение в третьем лице предполагает, что автор текста не допускает мысли, что ЛГБТ могут быть его читателями, что «они» — это часть его читательской аудитории. Местоимение исключает ЛГБТ из аудитории, а значит, описывает как группу вне общества.

Ниже процитированного фрагмента причиной гомосексуальных эпизодов в жизни гетеросексуалов названо «отсутствие женщин», то есть автор, видимо, не в курсе, что женщины тоже могут быть гомосексуальны или не считает женскую гомосексуальность чем-то стоящим упоминания.

Еще яркое высказывание: «И тогда вместо общечеловеческого счастья у них будет прайд (надрывная гомосексуальная гордость, замешенная на превосходстве над остальными), а вместо семьи и детей — череда партнёров и СПИД?»

Здесь ЛГБТ описываются не как те, кто хочет иметь равные права с остальными, а как те, кто выступает против общечеловечесого счастья (непонятно: общего и для гомосексуалов? Тогда почему они против него? Или общего счастья без гомосесксуалов? Для человечества, куда гомосексуалы не входят?) Здесь же идея прайда «вы не заставите нас стыдиться себя!» ложно описывается как идея «превосходства над другими», то есть ЛГБТ движение описано как гомонацисты. И рядом: негативные стереотипы об ЛГБТ как о тех, кто, якобы, вечно меняет партнеров и всегда болен СПИДом.

Это далеко не все, что можно найти в статье. Но ее общая структура: сообщение об угрозе, подкрепляется финальной фразой: мир, в описании автора, куда-то катится.

Покупаешь секс и наркотики? ВИЧ и гепатит С получаешь бесплатно — «Белорусские новости. Naviny.by»

Здесь некорректный заголовок. Он связывает риск ВИЧ с мужской гомосексуальностью и проституцией. Хотя факты и цифры, приведенные автором, говорят о том, что риск ВИЧ растет для тех, кто принимает инъекционные наркотики и/или практикует незащищенный секс. Риски мужчин — гомо и бисексуалов (и их партнеров и партнерш) связаны с незащищенным сексом, а не сексуальной ориентацией. Но журналист опирается не на собственное обобщение, а на обобщение авторов исследования.

«Учитывая, что среди МСМ высокий процент тех, кто имеет сексуальные отношения как с мужчинами, так и с женщинами, и при этом сравнительно низкий процент тех, кто всегда использует презерватив, группа МСМ становится одной из основных групп распространения ВИЧ-инфекции», — делают вывод авторы исследования».

Это случай трансляции высказывания, корректного в одном дискурсе (научном) и утрачивающем корректность при переформатировании в сообщение СМИ. Журналист «забыл» о втором условии (мало тех, кто использует презерватив), упростил формулировку, вынес в заголовок и получил высказывание, формирующее негативные стереотипы в отношении гомосексуалов.